Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство Эл № ФС77-34276 007019
Email: info@bipmir.ru      
 
Пред След

Шнобелевская - 2024

  В Гарварде прошла 34-я церемония вручения ...

Солнце бьет по Земле

  Магнитная буря начнется вечером 12 сентябр...

Классный релакс-массаж +7 985 221 00 78

Классный релакс-массаж +7 985 221 00 78

Опытные специалисты выполняют классический массаж ...

             Яндекс.Погода

Пoкa в Южно-Китайском море свирепствует COVID-19

Даже на фоне глобальных потрясений, связанных с коронавирусом и беспорядками в странах Запада на расовой почве, обостряется ситуация в районе Южно-Китайского моря (ЮКМ). Она не теряет своей актуальности в наши дни и предстает серьезной угрозой для международного мира и безопасности. Причиной тому - политика одной из сопредельных стран региона. Китай в одностороннем порядке пытается любым способом утвердить своё военное и хозяйственное присутствие на спорных морских территориях, прежде всего – на островах Параселы и Спратли



Подобные акции китайской стороны, игнорирующего нормы международного права, вызывают серьезную озабоченность государств Азиатско-Тихоокеанского региона и не могут не волновать мировую общественность.

Некоторое затишье в этом неспокойном районе планеты, вроде бы наступившее в конце прошлого года, когда Пекин обещал решать все споры путем взаимных консультаций и переговоров, закончилось пару месяцев назад, и напряженность снова нарастает с угрожающей быстротой.

Началось с того, что в апреле китайские суда береговой охраны внезапно усилили тотальный контроль в тех водах, которые являются зоной исключительных экономических интересов Вьетнама, изгоняя оттуда рыбаков, ведущих там свой промысел испокон веку. Они нападают на рыбацкие шхуны, таранят лодки, отбирают улов и арестовывают рыбаков. 20 апреля в результате одной из таких атак было потоплено вьетнамское рыболовное судно.

Официальный Ханой в этой связи регулярно подает ноты протеста, требует возмещение ущерба и наказания виновных, совершивших незаконные деяния. Его поддерживают и другие страны региона, в частности, Филиппины, однако это ничего не меняет по сути. Безоглядное пиратство китайского флота и фактический разбой в зоне ЮКМ, очерченной так называемой линией «девяти пунктиров», только набирает силу

Напомним, эта линия, проведенная однажды Пекином по своему усмотрению для обозначения собственных интересов, не признается ни ООН, ни другими странами. На эти пространства, включающие в себя оба архипелага – Параселы и Спратли, кроме Китая, претендуют ещё несколько государств - Вьетнамом, Бруней, Малайзия, Филиппины и Тайвань.

Их статус до сих пор не определен и на данный момент регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г. Однако Китай не считает для себя обязательным придерживаться положений данной Конвенции, постоянно нарушая суверенитет других и их права на освоение близких к ним морских территорий.

Действия агрессивного характера он предпринимает не только по отношению к Вьетнаму, но и к другим соседям, ведущим свою привычную экономическую деятельность в данных широтах Мирового океана. На деструктивную линию в китайской политике обращает внимание и Индонезия, которая формально, казалось бы, не участвует в споре за острова в Южно-Китайском море.

В конце мая Джакарта направила письмо на имя Генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша, выразив тревогу подобным развитием событий и указав на важность решений Постоянной палаты третейского суда в Гааге от 2018 г. Как известно, этот вердикт международного суда отвергает незаконные притязания КНР на значительную часть ЮКМ.

Индонезия впервые неоднозначно встала на сторону Филиппин, подавшим ранее жалобу на китайское руководство, проводящее курс на захват чужих территорий. Перед этим Джакарта не однократно выражала свои протесты по случаю вторжения китайских кораблей в её территориальные воды и провокационную активность чужого флота в районе островов Натуна, где располагается крупная индонезийская военно-морская база.

Таким образом, Индонезия стала 3-й страной АСЕАН, которая направила в ООН ноту протеста против незаконных претензий Китая на суверенитет над континентальным шельфом в ЮКМ. Напомним, подобную позицию заняли Вьетнам в марте 2020 г, Малайзия - в декабре 2019 г.

В декабре прошлого года Китай предпринял беспрецедентную акцию устрашения, направив в данный квадрат ЮКМ 65 судов, включая корабли береговой охраны и десантной поддержки. Индонезийская сторона перебросила к островам четыре истребителя F-16, несколько патрульных кораблей, мобилизовала и отправила к островам рыбаков с северного побережья Явы дополнительный контингент для усиления своего присутствия.

Дело чуть было не кончилось вооруженным конфликтом. Из Пекина вовремя прозвучали примирительные заявления, и скандал удалось приглушить. Но снижению напряженности, считают эксперты, на тот момент больше всего способствовала вспышка эпидемии коронавируса в Ухани. Неожиданно возникшая угроза распространения заразы на все страны без исключения сыграла свою роль.

Но уже в середине апреля Китай вновь потряс своих соседей новыми планами по распространению своего влияния и юрисдикции на чужие территории. Неожиданно для всех он объявил, что создает на спорных архипелагах Параселы и Спратли новую территориальную единицу - особый район с административным центром в городе Саньша провинции Хайнань, который будет считаться частью КНР со всеми вытекающими отсюда полномочиями и последствиями.

Одновременно китайские картографы нанесли на карты новые названия 80 географических объектов в ЮКМ, исходя из собственных представлений о топонимике и исторической науке. Возможно, отмечает агентство Рейтер, эти шаги носят символический характер, но они хорошо показывают стремление Пекина любыми способами закрепить за собой права на большую часть ЮКМ.

Из Ханоя последовала нота решительного протеста. Директор департамента информации и печати МИД СРВ Ле Тхи Тху Ханг заявила, что решение китайских властей о формировании отдельных уездов является незаконным и противоречат духу добрососедства в отношениях двух стран.

Вьетнам потребовал от властей в Пекине уважать его суверенитет над островами в ЮКМ, отменить принятые решения и не допускать подобных шагов в будущем. Но, положительной реакции на это предложение Ханоя из Поднебесной не последовало и, судя по всему, Китай будет продолжать свой курс на постепенное освоение захваченных тем или иным путем островов и коралловых рифов огромном пространстве ЮКМ.

Вполне очевидно, что этот курс остаётся стратегическим во внешней политике КНР и не подлежит корректировке, несмотря на многочисленные протесты и негодование сопредельных государств. Во всяком случае, пока никаких признаков того, что он будет изменен в ближайшей перспективе, не наблюдается. Наоборот, Китай все делает для того, чтобы застолбить за собой все новые территории.

Не так давно он завершил строительство военных объектов и объектов двойного назначения на рифах Суби, Мисчиф и Огненный крест архипелага Спратли, где теперь находятся морские и авиабазы, радиолокационные комплексы и ракетные системы. Об этом свидетельствуют и снимки со спутников, сделанные в середине марта.

Построенные ангары способны вместить до 24 боевых самолета на каждом из рифов. Помимо этого, на Огненном кресте имеются большие ангары для самолетов-разведчиков, заправщиков и бомбардировщиков. Рядом установлены мощные РЛС.

Вся эта активность однозначно говорит о существовании планов по демонстрации военной мощи и дальнейшей милитаризации данного региона, где и без того уже много лет сохраняется опасная напряженность, усилиями отдельных стран создается угроза международному миру и безопасности.

В этой связи правительство Малайзии выступило с предупреждающим заявлением о том, что присутствие военных кораблей в ЮКМ может усилить напряженность, что негативно скажется на ситуации с обеспечением безопасности не только в регионе ЮВА, но и во всем мире. В Куала-Лумпуре подчеркивают, что проблемы Южно-Китайского моря должны решаться исключительно мирными средствами и на основе Конвенции ООН от 1982 г.

Как - заявила директор малайзийского Центра по изучению судоходства в Малаккском проливе Суматхи Пермал, Китай воспользовался сложной эпидемиологической ситуацией в мире, чтобы совершать неоправданные действия «в небывало большом количестве» в ЮКМ. Он постоянно направляет свои военные корабли в исключительные экономические зоны других стран.

По её словам, с начала 2020 года Китай постоянно совершает провокационные и агрессивные действия в этом морском районе, а именно – направил много кораблей 2 апреля китайские корабли потопили вьетнамское рыболовное судно с 8 рыбаками на борту.

Тем не менее, Пекин по-прежнему стоит на своем и не желает отказываться от своих начинаний. Более того, он демонстративно издает все новые указы и постановления, которые затрагивают интересы других стран региона, нарушают их суверенитет.

16 июня китайское геолого-разведывательное судно «Хайян Дичжи 4» было замечено в исключительной экономической зоне Вьетнама. Появление китайцев связано с разведкой углеводородов в блоке 06-01 нефтегазоносного бассейна Намконшон.

Тут он неожиданно для всех ввел в действие запрет на лов рыбы в пределах ЮКМ севернее 12 параллели и 1 мая. И это при том, что в некоторых местах данный запрет накладывается на зоны исключительных экономических интересов соседних государств, в частности, Вьетнама и Филиппин.

Ханой и Манила подвергли резкой критике подобные демарши Пекина и потребовали положить конец административному и военному беспределу. Вьетнам заявил, что его рыболовецкий флот не будет выполнять надуманные предписания Китая и продолжит вести промысел в «запретных акваториях».

В Пекине объясняют, что эти действия вызваны необходимостью сохранить промысловые ресурсы данных квадратов ЮКМ, и запрет, который вводится якобы ежегодно, будет действовать до 16 августа. Сами китайские рыбаки, говорится в пояснении, его послушно соблюдают и требуют этого от других.

Отсюда и едва ли не каждодневные столкновения в открытом море, силовой захват «нарушителей» и строгие меры наказания «браконьеров». Надо ли говорить, что подобная практика «самозваного шерифа ЮКМ», как еще называют Китай азиатские газеты, способна только взвинтить обстановку, еще больше осложнить двухсторонние отношения.

Некоторые обозреватели в этом видят причину того, что страны АСЕАН решили отложить переговоры с КНР о заключении Кодекса поведения в Южно-Китайском море. В заявлении официального представителя Индонезии в АСЕАН Хосе Тавареса от 20 июня говорится, что данное решение принято в связи с невозможностью обсуждать столь важную и ответственную тему в режиме онлайн.

По словам Товареса, на 2020 год было запланировало несколько встреч в формате АСЕАН плюс Китай, которые должны были пройти в феврале в Брунее, в мае на Филиппинах, в августе в Индонезии и в октябре в КНР.

Однако, более распространенным считается мнение, что страны Ассоциации не готовы говорить с Пекином в такой момент, когда он проводит откровенно эгоистическую и великодержавную политику по отношению к своим партнерам в экономической и политической области.

Из истории вопроса известно, что КНР и страны АСЕАН в 2002 г. приняли совместную декларацию, обещая друг другу составить так называемый Кодекс поведения в ЮКМ, который бы помогал решать все спорные вопросы и избегать конфликтов.

При этом Пекин выразил свое категорическое несогласие с тем, чтобы в это переговоры вмешивались «третьи силы», в частности, США, Великобритания, ЕС или Япония. Он призвал решать все возникающие споры исключительно да двухсторонней основе. Китай утверждает, что именно Вашингтон подрывает стабильность в ЮКМ, регулярно посылая туда боевые корабли и авианесущие группировки.

Действительно, в середине июня, по приказу Трампа, ВМС США развернули в западной части Тихого океана три авианосные ударные группы, в состав которых входит в общей сложности около 20 кораблей, несколько подводных лодок и примерно 200 самолетов.

В Белом доме не стали пояснять особо цели и задачи столь масштабной операции, но указали на неправомочные действия Пекина в районе ЮКМ, выразив связи с этим серьезную озабоченность. По их мнению, КНР использует трудности соседних государств ЮВА, чтобы нарастить свое присутствие в регионе, пока те заняты борьбой с эпидемией.

2 июня постоянный представитель США при ООН Келли Крафт направила письмо генсеку ООН, в котором Вашингтон выступает против незаконных претензий Китая на суверенитет над морями, поскольку они не соответствуют принципам международного права и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. А командующий 7-м флотом США - вице-адмирал Билл Мерц,заявил, что его подчиненные будут продолжать свободно летать и плавать в этом районе.

На этом фоне в совершенно ином свете предстает четкая, логичная и аргументированная позиция Вьетнама, целиком основанная на международном праве. Она не однажды озвучивалась лидерами страны и зафиксирована во многих международных документах. Из них следует, что Ханой неизменно привержен разрешению существующих разногласий на основе Конвенции ООН 1982 г.

Вьетнам постоянно выражает желание, чтобы все стороны аккуратно выполняли декларацию о правилах поведения в ЮКМ, которую Китай подписал, но сегодня не выполняет. Одновременно Ханой прилагает огромные усилия, чтобы завершить работу над всеобъемлющим кодексом поведения всех сторон в ЮКМ, который должен сменить декларацию и стать главным документом для поведения всех стран региона.

Как свидетельствуют последние заявления МИД СРВ, его позиция по вопросу ЮКМ остается неизменной. Она заключается в разрешении международных споров исключительно мирными средствами и находит широкую поддержку во многих стран мира.


Павел Виноградов, журнал «Многополярный мир»

Цитаты

 

Ярослав Качиньский

 

"Германия хочет построить

Четвертый рейх.

Мы этого не позволим"

Джо Байден

"У нас в Америке началась

  эпоха зомби

Дональд Трамп
      

"Умственно отсталый

Джо Байден

- худший президент в истории США"